SetTitle("Транспорт"); ?>
транспорт1.JPG

В Иране действует правостороннее движение (руль слева). Иран имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 178 тыс. км, из них 2/3 — с твердым покрытием. По среднестатистическим данным на 1000 человек приходится 30 личных автомобилей, разумеется, в крупно населенных городах статистика иная.

Протяженность железных дорог составляет около 8400 км (по данным на 2006 год). Железнодорожное сообщение имеется с Арменией, Азербайджаном, Пакистаном, Турцией и Туркменистаном. Ведется строительство ветки Хорремшехр — Басра (Ирак).

Крупнейший порт — Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, на берегу Каспийского моря — Энзели.

В Иране действует 321 аэропорт, 129 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием.

В шести крупнейших городах ведется строительство метро.

транспорт2.JPG Внутри страны можно путешествовать на самолётах, поездах или автобусах. Местные авиалинии связывают такие города, как Тегеран, Тебриз, Рашт, Керман, Шираз, Бендер-Аббас, Ахваз, Захедан, Керманшах, Бушер, Киш. Между иранскими городами налажено автобусное сообщение. Автобусы в большинстве своём комфортабельны, чаще всего они отправляются по мере заполнения. Но всё же, на большие расстояния лучше отправляться на поездах. Железнодорожные дороги связываю такие города, как Тегеран, Тебриз, Мешхед, Исфахан, Йезд, Керман, Бендер-Аббас, Арак, Абадан и Ахваз. В поездах существуют вагоны трёх классов: комфортабельный первый, сидячий второй и третий класс, наподобие электричек.

Тегеран - центральный узел железных и шоссейных дорог. Тегеран, как и весь Иран, известен своими автомобильными дорогами отличного качества. Общая протяжённость шоссейных дорог в Тегеране превышает 280 км, эстакад, мостов и развязок - 180 км. Ещё 130 км дорог и 120 км эстакад находятся в процессе строительства.

С запада к Тегерану подходят три фактически дублирующих друг друга шоссе - «Старое» и «Новое» Кереджское шоссе и проспект Фатх. С юга - проспект Саиди, проспект Шахида Тондгуяна, проспект Раджаи и проспект Хаваран. Шоссе Сулган-Санган выходит из Тегерана на север через Эльбурс и ведет в Мазендеран.

транспорт3.JPGВ отличие от большинства прочих крупных городов Ирана, в Тегеране отсутствует кольцевая автодорога, вместо неё было выстроено полу-кольцо протяжённостью 32 км, огибающее Тегеран с юга. Крупные магистрали «пронзают» Тегеран с севера на юг и с запада на восток, среди которых Проспект Наваба Сефеви (18 км) и Улица Азади - Энгелаб (41 км).

Тегеранский метрополитен работает с 2001 года. В настоящее время действуют 4 линии, две из которых фактически являются продолжением друг друга и соединяют центральные кварталы с западными пригородами и городом Кередж. Ещё одна ветка идёт с севера на юг, к городу Рей. 4-ая линия введена в строй в 2008 году и пока имеет 3 станции. Общая протяжённость линий - свыше 90 км. Количество действующих станций - 54. Всего в ближайшие годы планируется запустить 5 линий. Многие станции метро отделаны национальными орнаментами.

Автостанция. Автобусы оборудованы левобортными дверями. Две двери - две очереди: отдельно для мужчин, отдельно для женщин.

Центральный железнодорожный вокзал расположен в районе Джавадийе. Отсюда расходятся железные дороги к Зенджану и Тебризу на северо-запад, к Мешхеду на восток, к Хорремшехру на юго-запад и к Йезду и Бендер-Аббасу на юго-восток. Здание вокзала было построено в 1930-х годах по проекту русского архитектора Владислава Городецкого. Скоростное железнодорожное сообщение действует на линии Тегеран-Кередж.

Тегеран обслуживается двумя крупными аэропортами. Старый аэропорт Мехрабад расположен на западе Тегерана в черте города, до осени 2007 года он обслуживал практически все международные рейсы. По совместительству Мехрабад - база Военно-воздушных сил Ирана. В настоящее время большая часть рейсов переведена в новый аэропорт имени Имама Хомейни, построенный в 30 километрах на юг от Тегерана. К «Хомейни» ещё не подведена линия метро, но он связан с Тегераном скоростной автомагистралью и железной дорогой.

В Тегеране имеется сеть автостанций, причём обслуживающие их автобусы двигаются по огороженной от других автомобилей полосе. Центральный автовокзал и 4 дополнительных терминала предназначены для пригородного сообщения. С центрального автовокзала автобусы ходят практически в каждый город в Иране по очень низким ценам. Имеется большое количество агентств такси. Существует специальная служба «такси для женщин». Таксисты работают исключительно в пределах городской черты.

транспорт4.JPGАвтомобильные «пробки» являются насущной проблемой для Тегерана. Для борьбы с ними, в частности, все городские дороги разделили на три зоны: общедоступные, частично ограниченные (с допуском по номерам) и запретные (используемые автобусами, такси и машинами «скорой помощи»).

Внутри городов лучше воспользоваться услугами такси, так как автобусы и маршрутные такси чаще всего переполнены. Если вы всё-таки решили поехать на автобусе, то помните, что женщины и мужчины сидят в разных частях салона автобуса. В такси нет счётчиков, тарифы на поездки фиксированы. Расценки можно узнать в специальных кассах предоплаты такси, которые встречаются на вокзалах, в аэропортах и на центральных улицах городов. Таксисты зачастую подвозят несколько человек одновременно, эта практика широко распространена и абсолютно безопасна. А вот пользоваться услугами частных извозчиков не стоит.

Пункты проката автомобилей есть практически в каждом городе. Для того чтобы взять машину напрокат необходимо иметь водительские права международного образца. Если вы взяли автомобиль напрокат, то готовьтесь к тому, что дороги в городах в основном перегружены, местные автомобилисты не соблюдают дорожные правила.